21 июня, 18:35
947
2

Как развивался YouTube: от «длинного хобота» до стрельбы в Сан-Бруно

YouTube — второй по популярности сайт в мире. Как удалось превратить «гаражный» видеохостинг в монстра, который завладел пользователями интернета по всему миру? Об этом и не только читайте в статье.

В апреле 2018 года весь мир наблюдал за тем, как люди в панике выбегали из одного из офисов в Сан-Бруно, спасаясь от стрельбы. Трансляции с места событий притягивали зрителей неспроста — каждый пятый человек на планете, так или иначе, связан с компанией, которая была в центре событий.

Но все это еще нескоро… На дворе февраль 2005 года. Трое единомышленников из Калифорнии работают над новым стартапом и регистрируют домен youtube.com. Спустя два месяца в открытом доступе появится видеохостинг, который с ног на голову перевернет представление о том, каким может быть видеопродакшн, видеомаркетинг и, в общем-то, все, что имеет приставку «видео».

Как развивался YouTubeТак выглядела первая версия YouTube (апрель 2005 года)

Кто они — создатели YouTube?

Чад Хёрли, Стив Чен и Джавед Карим — вот тройка разработчиков YouTube. На момент создания видеохостинга они работали в компании PayPal. До этого Хёрли изучал дизайн в Университете Пенсильвании, а Чен и Карим — информатику в Университете Иллинойса.

Как развивался YouTubeПервый офис YouTube располагался в помещении над рестораном японской кухни и пиццерией

О создании YouTube ходит легенда. В январе 2005 года Хёрли якобы захотел отправить своему другу видео, снятое на телефон. Но у него ничего не вышло. Тогда и возникла идея создать сервис, с помощью которого каждый желающий смог бы поделиться видео с окружающими. Хёрли был дизайнером, поэтому быстро нарисовал интерфейс, логотип, а к разработке привлек программистов — Карима и Чена.

Изначально YouTube работал на некоммерческой основе. Но когда количество пользователей в день достигло 9 млн, Хёрли «повесил» первую рекламу (с шуточной подписью «денег не хватает заплатить водопроводчику»).

Любопытно, что после ухода из YouTube в 2010 году Хёрли радикально изменил сферу деятельности — занялся созданием коллекций мужской одежды.

Начало пути…

В ноябре 2005 года разработчики привлекли первые серьезные инвестиции — $3,5 млн от венчурной компании Sequoia Capital. В это же время Рулоф Бота — соучредитель PayPal — стал членом совета директоров YouTube.

В апреле 2006 года видеохостинг получил дополнительные $8 млн инвестиций, поскольку показывал самый значительный рост среди всех сайтов в интернете. Так, к лету 2006 года было загружено 65 тыс. видео, а ежедневное количество просмотров составило около 100 млн. Интересно, что изначально у YouTube была очень молодая аудитория — от 12 до 17 лет.

Факт: в 2006 году журнал Time в номинации «Человек года» выбрал всех людей, которые сделали вклад в создание пользовательского контента. Имя «человека года» было «You.» («Ты.») с явной отсылкой к YouTube. Вокруг имени была рамка от YouTube-видео.

Как развивался YouTube

Первое видео

23 апреля 2005 года YouTube пополнился первым роликом — 18-секундным видео «Me at the zoo» с участием Джаведа Карима — одного из «отцов-основателей». Снимали его в зоопарке Сан-Диего:

Ролик по своей сути примитивный и не имеет особого смыслового наполнения. Карим удивляется, что у слонов реально длинные хоботы («really, really, really long trunks»). Но это видео — воплощение концепции YouTube. Каждый человек становится режиссером, снимает то, что считает нужным, и выкладывает это на всеобщее обозрение.

Интересные факты:

  • общее количество просмотров «Me at the zoo» превысило 51 млн (в основном его смотрят те, кто ищет первое видео на YouTube);
  • ролик собрал почти 600 тыс. комментариев;
  • видео опубликовано на канале jawed — и это единственное видео (несмотря на это, у канала 318 тыс. подписчиков).

В июне 2018 года Джавед Карим создал опрос в сообществе YouTube, в котором советуется с аудиторией, стоит ли ему снять еще один ролик, и какого жанра он должен быть. Большинство респондентов поддержали идею создания второго ролика, так что мир, затаив дыхание, ждет нового шедевра…

Как развивался YouTube

Покупка YouTube «Гуглом» и масштабирование

В ноябре 2006 года Google купил YouTube за $1,65 млрд. После этого начался этап мировой экспансии.

В июне 2007 года появились первые локализации YouTube для Бразилии, Франции, Ирландии, Италии, Японии и других стран. Процесс продолжается до сих пор (на данный момент видеохостинг локализован в 89 странах).

В 2008 году появилась поддержка разрешения 480р и инструмент видеоаналитики (предвестник YouTube Analitics).

В 2009 году на YouTube появилась возможность размещать ролики 720р и 1080р. Внедрена система автоматического распознавания речи. Запущен канал Vevo.

В 2010 году внедрена поддержка 4К видео. Год спустя разработчики «выкатили» YouTube Analitics и YouTube Video Editor, позволяющий редактировать ролики прямо в браузере (поддерживался до 2017 года, остались только отдельные функции).

В 2012 году Google Video объединяют с YouTube. Аудитория видеохостинга достигает 800 млн уникальных пользователей в месяц. В этом же году на YouTube впервые транслировали предвыборные президентские дебаты. Интересно, что накануне трансляции упразднили слоган YouTube «Broadcast Yourself». К декабрю месячная аудитория впервые достигла 1 млрд уникальных пользователей.

В 2014 году YouTube начал поддерживать видео с 48 и 60 кадрами в секунду.

В 2015 году YouTube полностью отказался от Flash-плеера в пользу HTML5. Также запущен платный сервис YouTube Red — пользователям предлагается видео без рекламы, а также контент, недоступный в бесплатной версии. Появилась поддержка 360° видео.

В 2016 году появилась возможность добавлять конченые заставки к видео. Аннотации добавлять с этого момента нельзя. Также в России запущен сервис YouTube Gaming для упрощенного поиска игрового контента.

В 2017 году в мобильном приложении YouTube появился раздел личных сообщений, а также возможность создавать групповые чаты до 30 участников. Кроме того, обновлен дизайн (согласно концепции Material Design).

YouTube сегодня

  • Общее количество активных пользователей в месяц — 1,57 млрд.
  • Общее количество опубликованных видео — более 5 млрд.
  • Количество пользователей, которые выкладывают контент — 50 млн.
  • Среднее время просмотра — 40 минут.
  • Среднее количество видео, просматриваемых за 1 день — 5 млрд.
  • Общая длительность видео, загружаемого за 1 минуту — 300 часов.

Интересные факты:

  • Каждый третий пользователь интернета заходит на YouTube.
  • YouTube бесплатно предоставляет всем, у кого больше 10 тыс. подписчиков, творческое пространство в Лос-Анджелесе.
  • «Gangnam Style» — первое YouTube-видео, количество просмотров которого превысило 1 млрд.:
  • Клип «Gangnam Style» так быстро набирал просмотры, что счетчик посещений YouTube не выдержал и дал сбой.
  • «Despacito» — самое просматриваемое видео на YouTube (более 5,2 млрд просмотров):
  • Абсолютный рекордсмен по дислайкам — Джастин Бибер (клип «Baby») — 9,1 млн «пальцев вниз»:

Критика YouTube

Как и любой другой социальный феномен, YouTube имеет «темную» сторону. Прежде всего, критики обеспокоены негативным влиянием YouTube на детей. Суть в том, что алгоритмы выстроены таким образом, чтобы рекомендовать ролики на основе просмотренных ранее. И если ребенок несколько раз посмотрел нежелательный контент, то YouTube будет предлагать подобные видео в еще большем количестве.

В поле зрения критиков попадают и различные нелепые, а порой и опасные для жизни «челленджи» вроде Ghost Peppers, Kylie Jenner Challenge или Car Surfing. В погоне за виральностью пользователи, преимущественно дети и подростки, наносят вред здоровью.

Также YouTube достается из-за распространения пиратского, нежелательного или запрещенного контента. Так, в 2009 году Китай полностью заблокировал YouTube. Частично YouTube-контент заблокирован в России, Германии, Бразилии, Малайзии, Марокко. Периодически к блокировкам прибегают и другие страны (Турция, Таиланд, ОАЭ, Пакистан и проч.).

Еще одна проблема связана не только с YouTube, но и с соцсетями в целом. Люди с нестабильной психикой слишком погружаются в виртуальный мир, из-за чего грань между реальностью и онлайном стирается. Так, в апреле 2018 года 39-летняя жительница Калифорнии Насиме Агдам открыла стрельбу в головном офисе YouTube в Сан-Бруно. В итоге ранено 3 сотрудника компании, а нападающая застрелилась. Оказалось, что это не теракт, и не всплеск гнева из-за пересоленного гамбургера. Нападающая была блогером и разозлилась на YouTube за то, что он не дает ее каналу развиваться и блокирует монетизацию.

Будущее — за YouTube

Несмотря на критику, иски и блокировки, YouTube будет развиваться. Остановить это никто не сможет — как минимум до тех пор, пока человечество не изобретет новые способы передачи информации. И даже в этом случае YouTube наверняка адаптируется под новые форматы.

YouTube не первый год влияет на жизни людей. По одну сторону баррикад — авторы видео (аматоры, блогеры, профессиональные студии и компании). Они влияют на общественное мнение и поведение. По другую сторону — зрители. Они смотрят ролики, радуются, сопереживают, ставят лайки и комментируют, делятся видео со своими друзьями.

Тесное взаимодействие зрителей и авторов не осталось без внимания маркетологов. YouTube превратился из чисто развлекательной площадки в крупнейшую платформу для продвижения товаров и услуг. Помимо «дефолтных» рекламных возможностей в виде Bumper Ads, In-Stream-видео и баннеров, рекламодатели тесно сотрудничают с авторами видео с целью создания нативной рекламы. Она не так «режет глаз», как обычная реклама, гармонично интегрирована в контент и вызывает больше доверия.

Хотите ощутить выгоды от нативной рекламы на YouTube? Подберите с помощью системы фильтров на Webartex подходящие YouTube-каналы и закажите размещение рекламы!

Обучающий центр
интернет-маркетинга
Вы выбираете площадки для рекламы
Курсы по поисковому продвижению
8 практических занятий